6

Вдумчивое обучение

psychologicalscience.org

Аннотация

В данной статье обсуждается немедитативная вдумчивость, при этом особое внимание уделяется вдумчивости в контексте обучения. Воспринимать что-то вдумчиво — значит, находить ранее не существовавшие различия. Это позволяет лучше чувствовать контекст и ракурс, и, в конечном счёте, лучше управлять собственной жизнью. При вдумчивом обучении ограничивающие мыслительные установки не формируются. Немало наших убеждений, касающихся обучения — это бездумно принятые установки. Рассматриваются некоторые последствия вдумчивого анализа этих мифов обучения.

Один из основных вопросов в сфере образования сегодня касается того, чему нужно учить в школах. Исследование, которое я и мои коллеги проводим вот уже несколько лет, указывает на то, что «как учить» может быть важнее, чем «чему учить». Кроме того, переосмысление правил обучения относится как к обучению в школе, так и за её пределами.

Всякий раз, когда мы пытаемся чему-то научиться, будь то новый школьный предмет, игра на музыкальном инструменте, новый подход к ведению бизнеса или к отношениям, мы полагаемся на способы обучения, которые нам вредят и практически не дают приблизиться к поставленным целям. Наши мыслительные установки в отношении обучения зачастую направлены на бездумность, в то время как обучение требует вдумчивой обработки изучаемого материала. Прежде чем перейти к рассмотрению подобных мыслительных установок, будет полезно определить, что мы называем вдумчивостью и бездумностью, и вкратце ознакомиться с результатами исследования, которые демонстрируют последствия бездумности, чтобы стало понятно, почему мы выступаем за вдумчивое обучение.

Вдумчивость и бездумность — определение

Вдумчивость — это гибкое состояние ума, находясь в котором, мы активно участвуем в настоящем, замечая новое и сохраняя чувствительность к контексту. В состоянии бездумности мы ведём себя как автоматы, запрограммированные действовать по схеме, которая имела смысл в прошлом, но не в настоящем. Вместо того чтобы активно находить различия и замечать новое, как происходит при вдумчивой деятельности, в состоянии бездумности мы полагаемся на различия, найденные в прошлом. Мы застреваем на единственной жёстко установленной точке зрения и не обращаем внимания на альтернативные пути познания. В состоянии бездумности наше поведение регулируется ранее установленными правилами и шаблонами, в то время как при вдумчивом отношении правила и шаблоны будут, скорее, направлять наше поведение, а не предопределять его.

Ощутить состояние бездумности нельзя — для этого требуется вдумчивость. Поэтому, многие полагают, что действуют вдумчиво. Однако, «вне ситуации» мы бываем гораздо чаще, чем кажется, и это влечёт за собой реальные и, зачастую, глубокие последствия. Когда мы считаем, что столкнулись с чем-то новым, мы относимся к этому вдумчиво. Когда мы считаем, что что-то нам хорошо знакомо, мы начинаем относиться к этому бездумно. Далее вы увидите, что неопределённость скрывает гораздо больше возможностей, хотя многие ошибочно стремятся к определённости.

Экспериментальные исследования, проводимые в течение 25 лет, указывают на то, что цена бездумности может быть высока, а преимущества вдумчивости — огромны. Вдумчивость ведёт к профессиональному совершенствованию; снижению несчастных случаев; улучшению памяти, творческих способностей и эмоционального настроения; снижению напряжения; улучшению здоровья и увеличению продолжительности жизни — вот лишь некоторые её преимущества.

Откуда берётся бездумность?

На вдумчивость или бездумность нас настраивает то, как мы начинаем учиться изначально. Есть два источника бездумности: повторение и единичное воздействие. Первое нам наиболее знакомо. Когда мы повторяем что-то снова и снова, то привыкаем достигать поставленной цели, полагаясь на мыслительные установки. Многим известна такая ситуация, когда настолько часто ездишь на машине по знакомому маршруту, что кажется, будто она сама добирается до места назначения без активного участия с нашей стороны. Второй источник связан с изначальным воздействием информации. Если при первичном получении информации мы обрабатываем её, не задумываясь об альтернативном толковании, мы поглощаем её бездумно. Бездумная обработка информации, по существу, вынуждает принимать лишь единичное толкование. Даже если потом будет выгодно рассмотреть информацию под другим углом, это не придёт нам в голову, если эта информация была усвоена бездумно.

Бездумное и вдумчивое обучение

Зачастую сам метод преподавания непреднамеренно способствует бездумности. Факты преподносятся в закрытом виде, без учёта различных точек зрения. Учёным известно, что результатом исследования становятся вероятностные выводы, справедливые в опрёделенном контексте, в котором проводились испытания (например, большую часть времени, при указанных обстоятельствах, лошади травоядны). Когда эти сведения преподносятся в учебниках или сообщаются преподавателями, они превращаются из вероятностей в абсолютные утверждения (например, лошади травоядны), которые скрывают неопределённость. Но посмотрите, насколько вероятностные высказывания интересней и увлекательней: они заставляют задуматься о тех случаях, когда получаемые сведения могут оказаться неверными, и даже о том, как этого добиться (например, при каких условиях лошадь будет есть мясо? каковы преимущества и недостатки?).

Факты, как полученные научным путём, так и любые другие, имеют определённый контекст; их значение и пригодность зависят от ситуации. «Назовите три причины гражданской войны», — попросит учитель. Но с чьей точки зрения отвечать? Ведь, например, чернокожая 30-летняя женщина из Джорджии в 1865 г., чернокожий 60-летний европеец в 1953 г. и белый политик в 1968 г. вряд ли сойдутся во мнении о причинах войны. Кто и почему решает, чья точка зрения должна быть представлена? Обычно информация преподносится так, что о подобных вопросах не возникает и мысли. Увидев, как различается информация в разных ракурсах, мы понимаем, что «бесконтекстным» фактам присуща неопределённость.

Игнорируя другие точки зрения, мы можем принять неизменность мыслительных установок за неизменность соответствующих явлений. Ситуация постоянно меняется и в любой момент времени с разных точек зрения она выглядит по-разному, но в уме мы держим неподвижную картинку, как если бы ситуация оставалась неизменной. Если мы измерим уровень холестерина, например, и нас спросят, каков он, то мы назовём полученное значение, независимо от того, замеряли ли мы его вчера или в прошлом году — как будто, моллюски, съеденные за лето и зарядка, которую мы так и не начали делать, ничего не меняют. Если с самого начала уровень низкий, то мы можем так и считать, ни разу больше не проверив! В качестве другого примера можно привести бездумно заученное правило о том, что в случае заноса автомобиля на скользкой поверхности нужно осторожно подкачивать педаль тормоза, чтобы не попасть в аварию. Многие по-прежнему так и поступают, даже находясь за рулём автомобиля с антиблокировочной тормозной системой, однако, для этих машин лучший способ избежать аварии — крепко вдавить педаль тормоза в пол. Контекст меняется, но бездумно усвоенное поведение, как правило, остаётся.

Практически все наши знания зависят от контекста. Например, не во всех системах счисления «один плюс один» равно двум. Более наглядный пример: один комок жевательной резинки плюс один комок жевательной резинки даст один комок жевательной резинки, а не два. Если вдумчиво подходить к обучению, то такое становится очевидным. Далее описывается, как некоторые мифы и мыслительные установки ограничивают способности к обучению. Также обсуждаются результаты исследований и примеры, демонстрирующие, как вдумчивое обучение может превратить эти недостатки в достоинства.

Мифы обучения

Миф 1: Необходимо как следует заучить основы, чтобы они стали второй натурой

Согласно этому мифу, необходимо настолько хорошо заучить «основы», чтобы они бездумно «от зубов отскакивали». В таком случае нам и в голову не придёт что-то менять, даже когда это будет выгодно. (Да и чьи они, эти «основы»? Должна ли, например, маленькая женщина подходить к занятиям спортом так же, как и высокий мужчина?) Несколько лет назад мы с Элисон Пайпер (Alison Piper) провели исследование, чтобы проверить, насколько вдумчивое первичное усвоение информации влияет на способность её творческого применения в будущем. Мы представили участникам несколько предметов, причём представили таким способом, который, по нашему мнению, должен был способствовать либо бездумному (например: «Это собачья жевательная игрушка»), либо вдумчивому усвоению (например: «Это могло бы быть собачьей жевательной игрушкой»). Затем испытуемым потребовался ластик, и мы наблюдали, кто из них спонтанно проявит творческое мышление и решит воспользоваться «жевательной игрушкой» в качестве ластика. Фантазию проявили лишь те участники, которым предметы были представлены условно.

В ходе одного из недавних экспериментов мы с коллегами обучили участников правилам игры в «хлопбол», в которой применяются ракетки, надеваемые на руки подобно перчаткам. Одну команду обучали в традиционной абсолютной манере, а другую — в условной, чтобы стимулировать вдумчивое обучение. Им говорили не как нужно, а как можно играть в хлопбол, употребляя слова, которые подразумевали вариативность и пространство для манёвра. Когда участники хорошо попрактиковались в игре, мы тайком заменили мяч другим, гораздо более тяжёлым. Испытуемые, которые учились играть вдумчиво, легче приспосабливались к этой перемене, т.е. она не так сильно сказалась на их уровне игры, в отличает от тех, кто принял основы за должное и бездумно их заучил. Учитывая, что многих учат практиковаться и повторять, утверждение о том, что «повторенье — мать ученья», кажется сомнительным.

Миф 2: Чтобы удерживать на чём-то внимание, объект внимания необходимо неподвижно зафиксировать и сосредоточиться

Мы с коллегами спрашивали учителей и учеников старших классов, что значит удерживать внимание. Все они согласились с тем, что чтобы успешно удерживать внимание на каком-то объекте, нужно сфокусироваться на нём подобно фотоаппарату, при этом объект внимания должен быть неподвижен. То есть разногласий между учителями и учащимися, вроде бы, нет, но есть изначально неверный подход. Чтобы в этом убедиться, попробуйте внимательно смотреть на неподвижный большой палец, поднесённый к глазам, и скоро поймёте, что это не так-то просто: изображение начинает таять и исчезать. Теперь попробуйте изучать палец вдумчиво, обращая внимание на различные подробности — размер, крапинку, небольшое покраснение. Так удерживать внимание значительно легче.

В ряде исследований я и мои коллеги просили испытуемых либо просто внимательно смотреть на объект, либо находить в нём новые детали (т.е. подходить вдумчиво). Результаты улучшились и у пожилых людей, и у детей с проблемами внимания, и даже у студентов Гарвардского университета, когда им посоветовали варьировать объекты внимания. Так не только легче удерживать внимание, но и можно запомнить больше подробностей об исследуемом объекте, если подойти к этому вдумчиво. Также это стимулирует положительное отношение к объекту внимания, как описано ниже.

Миф 3: Необходимо научиться откладывать вознаграждение

Данное утверждение предполагает, что деятельность по своей природе делится на приятную и неприятную. Чтобы справиться с неприятными делами, мы должны с нетерпением ждать приятных, т.е. «подсластить горькую пилюлю». Однако такие свойства различных видов деятельности находятся не в самих делах, а в головах. Работа и учёба не будут неприятными, если мы сами не сделаем их таковыми. Мы с моей коллегой Софией Сноу (Sofia Snow) разделили испытуемых на две группы и попросили оценить степень юмористичности мультфильмов. Для одной группы мы называли это задание работой, а для другой — игрой. Несмотря на то, что эта задача может показаться забавной по своей сути, испытуемым она не доставляла большого удовольствия, когда мы охарактеризовали её как работу, и им приходилось прилагать усилия, чтобы удерживать внимание, выполняя её.

В других экспериментах испытуемым приходилось делать что-то, что им не по нраву (слушать рэп или классическую музыку, рассматривать предметы искусства, смотреть футбол). Некоторым было поручено делать это точно так же, как они делают это обычно, других попросили подметить в объекте изучения три, шесть или девять новых деталей. Чем больше нового они замечали, тем больше им это нравилось. Вдумчивый подход вовлекает в предмет изучения и, как правило, стимулирует положительный опыт.

Заключение

Многие соглашаются, что нужно быть в настоящем и увлечённо заниматься своим делом, потому что это заставляет мозг работать. Проблема в том, что мы обычно не осознаём, когда выпадаем из настоящего, и когда мозг практически закрыт. Простой процесс вдумчивого обучения, активный поиск различий и новых деталей, стремление увидеть знакомое в новом и новое в знакомом — вот верный способ заставить мозг работать, увлечься процессом и не выпадать из настоящего. Так мы сможем предотвратить ещё не возникшую опасность, заметить и использовать появляющиеся возможности. Вдумчивое преподавание полезно не только учащимся — тем, что настраивает их на получение всех этих преимуществ — но и самим преподавателям.

Зачастую уважение к культурным различиям порождает дилемму, связанную с выбором учебного материала. Где учителям взять такой материал, который одинаково подходил бы людям столь разных культур, которых мы видим во многих наших школах? Этим и интересна тема, которую мы затронули — своим применением: если учебный материал способствует вдумчивому обучению, а не «замораживается» в умах в неизменной форме, то учащимся будет проще подвести материал под свои характерные нужды.

Должно ли всё обучение, начиная с самого раннего детства, проходить в этой условной манере? Иди же всех (или некоторых? и каких, если некоторых?) детей следует сначала научить стабильности, чтобы не перегружать их всеми возможностями, которые теоретически даёт вдумчивое обучение? Некоторые считают, что бездумность необходима, так как она высвобождает ограниченные когнитивные ресурсы. Возможно, это так, но возникает вопрос: «Какой ценой?» (вспомните пример с тормозами). Всё это ещё предстоит решить. Лично я считаю, что бездумное обучение оказывает нам медвежью услугу, а потому, чтобы преждевременно не закрывать дверь в будущее, необходимо, по крайней мере, рассмотреть возможности вдумчивого или потенциально вдумчивого (т.е. не бездумного) обучения. Быть может, нам только кажется, что мы нуждаемся в определённостях, потому что так учили нас самих?

Таже читайте:
» Семь погрешностей мышления
» Руководство по ботаникам
» Что случилось с двадцатилетними?
» Она отпраздновала свое столетие, выкурив 170 000-ную сигарету
» 20 хитростей, чтобы победить вредные привычки

Комментариии:

  • den
    02/12/2010 в 12:29

    С детьми 21 века все намного сложнее, нужен персональный подход во всем.

  • Surecat83
    11/01/2011 в 19:23

    обновляйте пожалуйста сайт!!!

  • k.375
    04/02/2011 в 06:05

    Способ изучать палец вдумчиво, подмечать в объекте новые детали, а также возможность воспринимать общеизвестное назначение объекта как одно из возможных – хорошие ключи, переключающие сознание в более осмысленный режим. Буду пользоваться. Спасибо.

  • melenaja
    20/02/2011 в 18:09

    Суть статьи интересна, но статья очень заумная.

  • Mickey
    06/06/2011 в 19:32

    Хорошая статья. Есть над чем подумать. В том числе и над обучением детей.

  • elisee
    06/01/2014 в 13:31

    Очень интересная заметка, тем более, что оригинал аж 2000 года) но речь скорее об ‘Осмысленном’ обучении, вдумчивость этого не подразумевает.
    Есть причины думать, что если школьнику преподавать вероятностный материал, то это увеличит его объем в известное количество раз и бедняга просто запутается. Скорее ему нужен просто метод, знание о связязх между предметами и интернет.

    На случай, если кому интересна тема, подкину немного тегов- абстрактное мышление, системное мышление, канеман, бьюзен, николас талеб


Хотите об этом поговорить?

Войдите под своим ником и поговорим.

© diggreader.ru